Нихонгами (日本髪) можно буквально перевести на русский как «японские волосы», и это слово употребляют, говоря о традиционной японской причёске. Культура ухода за волосами в Японии имеет очень длинную и богатую историю, которая начинается аж с периода Кофун (250-538 годы). Причёска была символом статуса, и определённые виды причёсок были исключительно привилегией аристократов.
Древний Китай оказывал большое влияние на японскую культуру в общем, будучи самой могучей из немногочисленных соседних стран. В основном именно у Китая японцы долгое время перенимали новшества: письменность, технологии, медицина, религиозное течение буддизма. Неудивительно, что мода на определённые причёски тоже пришла из Китая. Однако позже, в период Хэйан, когда Япония начала становиться всё более самостоятельной и независимой от Китая, на смену сложным пучкам с множеством украшений и шпилек пришли более естественные распущенные волосы — отказ от китайских стандартов. Символом настоящей женской красоты среди японок стали длинные прямые волосы, и среди дворянок отращивать волосы было обязательно. Такая причёска получила название «тарэгами».
Мыть такую красоту было, безусловно, задачей не из лёгких. Традиционно голову мыли примерно раз в месяц, и день, на который приходилось это событие, нередко выбирали при помощи астрологов. Ещё сильнее задачу помыть голову усложнял тот факт, что дворянки древней Японии носили сложно устроенные двенадцатислойные кимоно, в которых ни то что мыть голову — двигаться было проблематично. Таким образом, вся работа ложилась на плечи слуг.
Ещё больше внимания уделялось волосам членов императорской семьи: стрижка была настоящей церемонией, особенно для мальчиков, которым состригали их длинные волосы на совершеннолетие.
Расцвет культуры нихонгами пришёлся на период Эдо (1603 —1868). Этот период характерен тем, что наконец были подавлены междоусобные войны, а Япония формулирует свою национальную идею. Эпоха Эда становится золотой для искусства, литературы и поэзии, развивается внутренняя экономика страны. Мода — такая же важная часть культуры и быта, к ней приобщаются не только аристократки, но и жёны купцов, горожанки, куртизанки, словом, женщины со средствами на красоту. Собственно, как раз дамы из кварталов красных фонарей и стали новыми законодательницами моды, будучи не только обеспеченными, но и обученными самым разным искусствам.
Особой популярностью пользовался стиль симада: с висков волосы собираются в пучок на затылке:
Разновидностей причёсок было великое множество, но, как правило, изначальный концепт всё равно состоял в том, чтобы собрать волосы в пышный пучок, закрепив его разнообразными украшениями. Нередко такие конструкции были тяжелыми, поскольку содержали и гребни, и драгоценные заколки, и специальные верёвочки, чтобы всё держалось на своих местах. К тому, чтобы собрать волосы, подходили с особой тщательностью, ведь носить такую конструкцию на голове приходилось по несколько дней к ряду: слишком много времени занимало создание прически, чтобы носить её всего день. Смекалистые девушки нашли способ не испортить прическу и во время сна: они спали на специальных высоких подушках «такамакура», которые поддерживали затылок так, чтобы сама конструкция причёски находилась на весу.
На смену эпохи Эдо пришла Мэйдзи — время стремительной модернизации, когда Япония снова открылась западному миру. Постепенно более лёгкие и практичные в исполнении причёски стали частью повседневной моды. В наше время традицию нихонгами сохранили разве что гейши и майко, а вместо того, чтобы долго и сложно укладывать волосы, нередко предпочитаются заранее уложенные парики.